Характеристика контингента воспитанников ДОУ
Основной структурной единицей МБДОУ № 256 является группа воспитанников дошкольного возраста.
В настоящее время в МБДОУ функционирует 14 групп:
- 2 группы раннего возраста (с 2 до 3 лет);
- 8 дошкольных общеразвивающих групп, однородных по возрастному составу детей: 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет;
- 2 группы компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи);
- 2 группы кратковременного пребывания (2-3, 3-7 лет).
Реализуемые программы
Образовательная деятельность в МБДОУ № 256 построена в соответствии с требованиями ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012г. № 273, ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), Приказ Минпросвещения РФ от 31.07.2020 № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования", Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 20 мая 2015г. № 2/15).
По своему организационно-управленческому статусу образовательная Программа МБДОУ № 256 обладает модульной структурой и основывается на принципах ФГОС ДО. Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, – и часть, формируемую участниками образовательных отношений, особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников. Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей коррекцию и профилактику речевых нарушений детей с недоразвитием речи, адаптацию и социализацию детей с особенностями развития.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
- психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,
- особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
- особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
- способов и направлений поддержки детской инициативы,
- особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
Программа содержит описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей, включенных в организационный раздел.
Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы дошкольной организации. Система оценивания качества реализации Программы направлена на оценивание созданных МБДОУ условий внутри образовательного процесса.
Полноценное личностное формирование и становление, готовность к школьному обучению, обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности осуществляется посредством реализации примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
В дополнение используются пособия и программы:
- Программа "Гармония" К.В.Тарасовой, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан
- Программа развития музыкальности у детей раннего возраста "Малыш" В.А.Петровой
В целях обеспечения равного старта для детей с речевой патологией в МБДОУ используются следующие программы и пособия:
- Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с общим недоразвитием речи у детей под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
Для работы с детьми с особенностями развития личностной и познавательной сферы используются программы и пособия:
- "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь" Крюковой С.В., Слободняк Н.П.
Реализация части программы, формируемой участниками образовательного процесса, обеспечивается с помощью программ:
- Программа "Вместе" Е.В.Рыбак
- Программа "Театр - творчество - дети" Сорокиной Н.Ф.
- "Родники Дона" Чумичевой Р.М., Ведмедь О.Л., Платохиной Н.А.
- Региональная программа "Приключения Светофора" (в дополнение к разделу "Безопасность").
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- При организации образовательной деятельности в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в МБДОУ используются информационно-коммуникационные технологии, технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников, элементы электронного обучения.
- В МБДОУ организован доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
- На сайте МБДОУ размещены ссылки на электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (версия для слабовидящих).
- В МБДОУ имеются в наличии технические средства обучения, обеспечивающие реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: интерактивные комплексы, компьютеры, ноутбуки, интерактивные столы, проекторы, телевизоры, аудиосистемы для коллективного и индивидуального пользования, робототехнические наборы "Пчелка", в том числе оборудование для индивидуального и коллективного использования для детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями (детей с тяжелыми нарушениями речи, детей с особенностями развития личностной и познавательной сферы); программное обеспечение для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, интерактивный редактор и игровой центр "Сова", интерактивный логопедический комплекс "Лого-7", логопедический тренажер "Дельфа", программно-аппаратный комплекс "Колибри"; комплексы развивающих и обучающих игр "Инженерная школа", "Волшебная поляна"; мультимедийный интерактивный комплекс "Главная дорога".
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Одним из важных условий реализации основной образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса.
Сотрудники ДОУ признают семью, как жизненно необходимую среду дошкольника, определяющую путь развития его личности. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников, посещающих МБДОУ № 256, рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет выявить, осознать и решить проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка.
Цель взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственности и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка, сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
В основу совместной деятельности семьи и МБДОУ № 256 заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребенка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
Основные задачи:
- изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
- формирование психолого- педагогических знаний родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Для решения поставленных задач используются следующие формы и методы работы с семьей: индивидуальное или групповое консультирование; просмотр родителями занятий и режимных моментов; привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности; анкетирование; опрос; беседы с членами семьи.
Осуществляется постоянное взаимодействие родителей и персонала в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем; ознакомления родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях; посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности детского сада или, чтобы увидеть, как занимается их ребенок ("Недели открытых дверей для родителей"); работы Совета ДОУ; участия в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми; оказания помощи в вопросах воспитания, ухода за ребенком.
Для успешного взаимодействия с родителями детей, посещающих ГКП, сотрудниками нашего детского сада выбраны следующие направления работы:
- Формирование у родителей установки на сотрудничество с педагогами ДОУ.
- Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка.
- Повышение педагогической компетентности родителей.
За основу своей деятельности взяли следующие виды организации работы с семьей:
- консультационно-рекомендательная;
- организационно-просветительная;
- практические занятия для родителей;
- индивидуальные занятия с родителями и их детьми.
В своей практике мы используем разнообразные формы как в индивидуальной работе с родителями, так и в работе с родительской группой. Формы взаимодействия сотрудников детского сада с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения.